Материально — техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Материально — техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы общего образования

Школа-интернат ведёт обучение и воспитание детей ст. Ленинградской и Ленинградского района, большая часть населения которого работает в сельском хозяйстве. Социум, окружающий учащихся школы-интерната таков, что школа становится единственным местом, где обеспечивается жизнедеятельность, трудовое обучение и воспитание, учебная деятельность, социальная адаптация, организованное нормальное коммуникативное пространство в мире взрослых.

Педагоги школы-интерната находятся в творческом поиске и осмысливании новых подходов к педагогическому труду. Основная цель, которую поставил педагогический коллектив перед собой, предполагает духовное и интеллектуальное развитие личности, имеющей проблемы в развитии, воспитание человека, способного к максимальной реализации своих потребностей и потенциальных возможностей в социуме. Достижение данной цели возможно через решение задачи: «Создание комфортной педагогической среды для каждого школьника с учётом своеобразия его личности; коррекция основного дефекта на основе развития компенсаторных процессов». Решение основной задачи требует от педагогов изменения профессиональной установки, формирования новых подходов к контрольно-аналитической деятельности, хорошего материально-технического обеспечения учебного и воспитательного процессов. С первых дней поступления в школу ученик включается в систему отношений, направленных на его социально-трудовую адаптацию. Имеющаяся в школе система учебной и воспитательной работы предусматривает создание с первых дней пребывания ребёнка в школе, условий для решения им следующих задач на каждом возрастном этапе:

1-4 кл. – познание себя, самопознание, социальная адаптация личности через привитие навыков самообслуживания.

5-8 кл. – социально-трудовая адаптация личности, через использование компенсаторных возможностей.

9 – самореализация.

В 1-4 классах данная работа ведётся на уроках устной речи, трудового обучения, в воспитательной работе через систему трудовых часов, часов развития, воспитательных часов, уроков культуры. К концу 1-го класса учащиеся получают все необходимые навыки самообслуживания, получают первоначальные навыки по уборке классной комнаты, спальни, умеют выполнять гигиенические процедуры, процедуры закаливания.

Для организации практических работ по профильному труду в школе-интернате имеется учебно-опытный участок площадью 7000 м2. Размер подсобного сельского хозяйства составляет 423000 м2.  За каждым классным коллективом закреплена территория, где учащиеся поддерживают порядок, возделывают овощные культуры. На уроках игротерапии закрепляются знания по социально – трудовой адаптации,  через игровые моменты. Разработана система ролевых игр, часов развития, направленных на самопознание, развитие коммуникативной функции речи, общения.

Занятия по социализации тесно переплетаются с воспитательной работой, планируются и проводятся экскурсии, направленные на профориентацию, познание окружающего мира, выработку навыков коммуникативного общения.

Ведётся коррекционная работа, направленная на развитие психических процессов, как в учебной, так и в воспитательной работе.

В 5-8 классах большое внимание уделяется выбору профиля трудового обучения. Все учащиеся круглый год занимаются производительным сельскохозяйственным трудом: выращивают и заготавливают овощные культуры, создают кормовую базу для школьной овцефермы, готовят семенной материал, перерабатывают полученный урожай. На уроках профильного обучения девочки работают в швейной мастерской, мальчики занимаются столярным  делом. Данный труд является производительным, т.к. дети выполняют заказы школы (шьют постельное бельё, одежду, выполняют заказы, которые помогают поддерживать порядок в школьных помещениях).

Программы по допрофессиональной подготовке изменены в сторону её индивидуализации, скорректированы с учётом региональных условий.

Каждый школьник на уроках, факультативных занятиях «Хозяин и хозяйка сельского дома» получает необходимые навыки ведения домашнего хозяйства, сельскохозяйственного производства, швейного дела. Школа для учащихся является социальной крышей.

Для проведения уроков профильного труда в школе имеется 2 мастерских: столярная и швейная, кабинет сельскохозяйственного  труда, которые соответствуют требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15 к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.

Столярная мастерская имеет площадь 40 кв.м  Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учётом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Мастерская оборудована верстаками, расставленными в 2 ряда так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками 0,8 м. Столярная мастерская имеет следующую  материально-техническую базу для организации трудового обучения и воспитания:

— Стенды «Запомни», «Изучаем на уроке», «Уголок безопасности», «Пожарная безопасность», «Профориентация», «Виды и названия  инструментов», «Виды и названия столярных соединений».

— Плакаты «Лесоматериалы», «Работа рубанком», «Правила работы при пилении», «Работа коловоротом», «Разметка материала», «Работа стамеской, долотом», «Токарный станок по дереву» и др.

— Технологические карты по темам: «Изготовление бруска строганием», «Изготовление разделочной доски», «Долбление гнезда» и др.

— Карточки – задания по темам «Инструменты и приспособления столяра», «Столярно-плотничные соединения».  Карточки с кроссвордами «Пиление», «Разметка», «Сверление», «Долбление», «Строгание», «Сборка изделия».

— Перфокарты по темам: «Пиление», «Разметка», «Сверление», «Долбление», «Строгание», «Сборка изделия».   

Швейная мастерская имеет площадь 30 кв.м. Швейные машины установлены вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки. Имеется умывальная раковина с горячей и холодной водой, бумажными полотенцами, аптечкой для оказания первой помощи. Швейная мастерская имеет следующую  материально-техническую базу для организации трудового обучения и воспитания:

  1. Коллекции: «Хлопок», «Лён», «Шерсть», «Лён и продукты его переработки», «Шёлк искусственный из вискозы», «Тутовый шелкопряд», «Коллекция промышленных образцов тканей и ниток»,
  2. Плакаты «Инструкция для обучающихся по правилам безопасности при работе с тканью», «Классификация ручных стежков и строчек», «Классификация машинных швов», «Классификация краевых швов», «Классификация отделочных швов», «Технология изготовления фартука», «Технология обработки накладных карманов», «Технология обработки юбки», «Технология обработки вытачек», «Технология обработки кокеток», «Технология обработки горловины и пройм», «Технология обработки застёжек», «Технология обработки воротников», «Технология обработки прорезных карманов», «Технология обработки низа рукавов».
  3. Инструкционные карты: «Выполнение ручных швов», «Выполнение машинного стачного шва», «Выполнение краевого шва вподгибку с закрытым срезом», «Выполнение двойного шва», «Выполнение накладного шва»,  «Выполнение запошивочного шва», «Соединении косой обтачки», «Соединение оборки с изделием», «Обработка среза подкройной обтачкой».
  4. Ознакомительные карты: «Машинные швы», « Оборки на изделии», «Виды тканей».
  5. Технологические карты по темам: «Пошив простыни», «Пошив наволочки»,  «Пошив ночной сорочки», «Пошив пижамных брюк», «Пошив мужских трусов»
  6. Карточки – задания по темам «Инструменты и приспособления швейной мастерской», « Профессии швейного производства», «Швейная машина», «Закончи предложение».
  7. Карточки с кроссвордами  по темам.
  8. Перфокарты по темам:  «Ночная сорочка», «Платье отрезное по линии талии», «Фартуки».

Кабинет сельскохозяйственного труда имеет площадь 30 кв.м.

Имеется раковина с горячей и холодной водой, бумажные  полотенца  и аптечка  для оказания первой медицинской помощи.

Мастерские и кабинет по сельскохозяйственному труду имеют следующую  материально-техническую базу для организации трудового обучения и воспитания:

  1. Рабочая тетрадь «Сельскохозяйственный труд 6 класс».
  2. Рабочая тетрадь по подготовке к экзаменам по сельскохозяйственному труду в 9 классе.
  3. Технологические карты.

3.1. Подготовка почвы и посев семян столовой  свеклы.

3.2.  Выращивание укропа.

3.3.  Выращивание огурцов в закрытом грунте.

3.4.  Выращивание капусты в открытом грунте.

3.5.  Выращивание лука-репки.

3.6.  Выращивание томатов в открытом грунте.

3.7.  Устройство дольного аппарата.

3.8.Устройство односкатного углубленного парника.

  1. Карточки.
  2. Муляжи овощей и фруктов.
  3. Учебно-методический наглядный материал: «Растения», «Животные», «Фрукты».
  4. Коллекция семян овощных и полевых культур.
  5. Таблицы по темам «Животные», «Выращивание растений», «Полевые культуры», «Сельскохозяйственные машины», «Устройство доильного аппарата», «Строение плодового дерева».

Для организации уроков профильного обучения  было приобретено  мультимедийное оборудование. Учителями были разработаны конспекты уроков с применением презентаций, которые успешно используются на уроках, повышают интерес учащихся, способствуют более прочному усвоению знаний.

В школе-интернате имеется библиотека, которую посещают 160  читателей, с фондом –4913 экземпляров книг. Имеющийся в библиотеке интернет дает возможность доступа педагогическим работникам школы и учащимся пользоваться электронными образовательными ресурсами различных сайтов. Помещение библиотеки– 13.2   м2.  Читальный зал совмещен с абонементом. Имеется отдельное книгохранилище.

Материально-техническая база: компьютер с доступом в интернет, принтер

Количественные показатели

2019—2020
 Библиотечный фонд 4537
Учебный фонд 1694
Количество наименований периодических изданий 0
Поступления учебников 260
Поступления новой литературы 31
Читатели 242
Читаемость 21,9
Обращаемость 1.6
Число посещений 4518
Книговыдача 5315
Посещаемость 18,6

 

    Основные функции библиотеки

 

Образовательная. Библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные     цели школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.

Информационная. Библиотека предоставляет возможность использовать   информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.

Культурная. Библиотека организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействует эмоциональному развитию учащихся.

Задачи работы школьной библиотеки

  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
  • Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
  • Совершенствование традиционных и освоение новых  библиотечных технологий.
  • Создание эффективно действующей системы информирования пользователей библиотеки.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Проведение индивидуальной работы с читателями как основы формирования информационной культуры личности школьника.
  • Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к      информационным ресурсам.
  • Сбор,  накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение её до пользователей.
  • Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.

В школе-интернате имеется спортивный зал площадью 76 м2, тренажерный зал 79 м2, спортивная площадка, беговая дорожка и футбольное поле. Для эффективного проведения уроков физической культуры, лечебной физкультуры, спортивных соревнований имеется все необходимое оборудование и спортивный инвентарь.

  • Число классных комнат в учреждении-19, общей площадью 680 кв.м  Учебные кабинеты начальных классов расположенная на 1 этаже,  включает в себя ученическую мебель, интерактивные комплексы (3 классных кабинета) , оргтехнику, УМК по предметам начальной школы.
  • кабинеты средней школы находятся на первом этаже; оснащены ученической мебелью, мультимедийным оборудованием, дидактическим и раздаточным материалом по предмету, оргтехникой

В школе-интернате созданы благоприятные условия для организации здоровьесберегающего режима. Согласно приказу № 90-осн от 01.09.2019 года «Об организации питания учащихся ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Ленинградской в 2019-2020 году», трехразовым питание в школе обеспечиваются 77 учащихся, шестиразовым питанием- 85 воспитанников. Обеденный зал рассчитан на 184 посадочных места. Ответственной за составление меню назначена медсестра школы А.С.Венсковская.

С целью проверки качества приготовленной продукции, четкого соблюдения меню, полноты порций издан приказ № 117 от 02.09.2019 года «О создании бракеражной комиссии», в состав которой входят: директор учреждения,  врач, медицинская сестра, а так же дежурные администраторы и воспитатели.

Для четкого учета поступающих продуктов питания и их расходованию по назначению, создана комиссия по снятию остатков продуктов питания, в состав которой входят четыре работника бухгалтерии (Пр. № 107 от 02.09.2019 г.).

Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся отвечает не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся с нарушением развития. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражена специфика требований к организации пространства коррекционной школы- интерната; временного режима обучения; техническим средствам обучения; специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью и позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта.

Характеристика медицинского блока

  • кабинет оснащен офисной мебелью, кушеткой, ширмой, медицинским шкафом для хранения медикаментов, таблицей Сивцева для проверки остроты зрения, электронными напольными весами, ростомером настенным электронным, медицинским инвентарем, стерилизатором воздушным, компьютером, оргтехникой.
  • два физиокабинета: оснащены медицинскими кушетками, ширмой, специальным оборудованием.
    1. Ингалятор ультразвуковой «Муссон — 1м»
    2. Ингалятор ультразвуковой «Ромашка-2»
    3. Ингалятор 32, 33
    4. Аппарат для терапии электросном
    5. УВЧ
    6. Аппарат для ультразвуковой терапии
    7. Аппаратно-программный комплекс «Здоровый ребенок»
    8. Люстра Чижевского 305, 306
    9. Электросон
    10. Галоингалятор аэрозольный-1
    11. Облучатель бактерицидный-1
    12. Облучатель бактерицидный-2
    13. Облучатель бактерицидный ОБН -450 П 6*30 с лампами
    14. Тонометр, автоматический тонометр, тонометр со светоскопом
  • процедурный кабинет: оснащен медицинским оборудованием для проведения прививок и лечебных процедур.
  • изолятор: представляет собой отдельный блок с двумя кроватями.

Техническая оснащенность учебно-воспитательного процесса

В школе-интернате созданы отличные условия для проведения учебно- воспитательного процесса на современном уровне, в соответствии с требованиями времени.

Техническое оснащение включает в себя:

Количество в организации мультимедийного, интерактивного и офисного оборудовании: (в единицах)
— проекторов 9
— интерактивных досок 4
— принтеров 7
— сканеров 2
— МФУ 3
-телевизоров ЖК 17
-ламинатор 1
-компьютеры (ноутбуки) 29

 

Наличие в организации среды, доступной для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В целях оказания обучающимся с ОВЗ и  инвалидам  необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования наравне с другими лицами, согласно паспорту доступности, учреждение доступно для всех категорий инвалидов с минимальными потребностями:

-оборудован пандус с поручнями;

-на пути следования к учебному корпусу уложена тактильная плитка;

-при входе установлена информационная вывеска, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также мнемосхема с расположением кабинетов на этаже;

-на дверях кабинетов установлены тактильные информационные таблички;

-обеспечен свободный доступ в здания учреждения,  к местам занятий;

-у входа в основное здание школы имеются расширенные дверные проёмы.